Наши телефоны:
8 (495) 743-01-87
Главная
Контакты
О компании
Онлайн-консультация
Анализ законодательства
Главная  > Анализ законодательства > Договор транспортной экспедиции > Субъектный состав договора транспортной экспедиции

Субъектный состав договора транспортной экспедиции


СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

 

В.В. КУЛЕШОВ

 

Кулешов В.В., аспирант Московской государственной юридической академии.

 

В соответствии со ст. 801 ГК РФ сторонами по договору транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. Рассмотрим, какие субъекты гражданского права могут действовать в качестве той или иной стороны по договору.

Итак, в качестве клиентов по договору транспортной экспедиции могут выступать как предприниматели, так и лица, не использующие транспортно-экспедиционные услуги в предпринимательских целях, например физические лица. Для того чтобы являться указанной стороной по договору, лицо должно быть заинтересовано в транспортно-экспедиционном обслуживании и отвечать общим требованиям гражданской правосубъектности, т.е. обладать правоспособностью и дееспособностью. Так, по мнению В.В. Витрянского, клиентом по договору транспортной экспедиции могут быть "любые правосубъектные лица, заинтересованные в транспортно-экспедиционном сотрудничестве и являющиеся грузоотправителями или грузополучателями по отношению к экспедируемому грузу" <1>. В.В. Витрянский пишет, что "представляются необоснованными встречающиеся в современной юридической литературе попытки расширить круг субъектов договора транспортной экспедиции за счет отказа от обязательности такого признака, как их роль в качестве грузоотправителя (грузополучателя) в отношениях с транспортными организациями" <2>. Данное утверждение В.В. Витрянский обосновывает тем, что в противном случае "такой взгляд на клиента по договору транспортной экспедиции не корреспондирует с обязательным признаком предмета этого договора, а именно неразрывной связью оказываемых по нему транспортно-экспедиционных услуг с перевозкой груза" <3>. В.А. Егиазаров также разделяет освещаемую позицию и считает, что "необходимо, чтобы клиент был отправителем или получателем груза" <4>. К указанной позиции присоединяется и С.Ю. Морозов, который пишет, что "законодателем установлено, что в качестве клиента могут выступать лишь грузоотправители или грузополучатели" <5>.

--------------------------------

<1> Гражданское право: В 4 т. Том IV. Обязательственное право / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 207.

<2> Витрянский В.В. Договоры о транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. С. 87.

<3> Там же.

<4> Егиазаров Е.А. Транспортное право: Учебник. М.: Юстицинформ, 2008. С. 179.

<5> Морозов С.Ю. Транспортное право. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 279.

 

Существует, однако, и другая точка зрения. Так, О.Н. Садиков отмечает, что "клиентом в договоре транспортной экспедиции могут выступать наряду с отправителем и получателем груза также и другие лица: собственник груза, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза" <6>. Данную позицию также поддерживают Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов, они пишут: "...клиентами по договору могут быть любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг" <7>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006 (издание пятое, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики).

 

<6> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть 2 / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Инфра-М, 2008. С. 454.

<7> Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М. С. 414 - 415.

 

Разделяя в целом приведенную выше позицию известных ученых, отметим, что наиболее точной, на наш взгляд, является позиция А.Г. Калпина, а именно: "...клиентом в договоре могут быть грузоотправители, грузополучатели, собственники или иные владельцы груза, не совпадающие с отправителями либо с получателями, другие лица, заинтересованные в экспедиторских услугах" <8>.

--------------------------------

<8> Гражданское право. Часть вторая / Под ред. В.П. Мозолина. М.: Юристъ, 2004. С. 442.

 

Наше мнение подтверждают положения, закрепленные в п. 2.3 Генеральных условий экспедиторов РФ <9>, которые устанавливают, что под заказчиком (клиентом) понимается любое юридическое или физическое лицо, заключившее с экспедитором договор на экспедирование или выдавшее экспедитору поручение на экспедирование и обладающее правами и обязанностями, возникшими на основании этого договора и поручения или в результате действий, связанных с поручением на экспедирование. Содержание термина "заказчик" не конкретизируется указанием на то, является ли он грузоотправителем либо грузополучателем. Понятие заказчика сводится к указанию на лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции. Так, в п. 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности <10> закреплено, что "клиент" - лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязанность оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором. В ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" <11> также нет подобного ограничения. При заключении договора транспортной экспедиции, за тем исключением, когда он заключается с использованием экспедиторских документов, еще не появляются такие субъекты, как отправитель и получатель груза. По общему правилу сначала заключается договор транспортной экспедиции, а уже потом в рамках этого договора клиент дает экспедитору поручение экспедитора, в котором указывается отправитель, получатель и т.д. (п. 15 Приказа Минтранса России "Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов" <12>).

--------------------------------

<9> Кокин А.С. Международная транспортная экспедиция. М.: Дело, 2005. С. 426.

<10> Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. N 554 "Правила транспортно-экспедиционной деятельности" // СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3890.

<11> Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" // Российская газета. 2003. N 128. 3 июля.

<12> Приказ Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 "Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов" // СПС "КонсультантПлюс".

 

На основании вышеизложенного считаем неудачным закрепление в ст. 801 ГК РФ обязательного принципа принадлежности клиента к отправителю или получателю груза. Поясним нашу позицию на следующем примере. В торговой практике часты случаи, когда торговая компания закупает товары у производителей, а впоследствии продает их покупателям. Для осуществления движения грузов торговая компания заключает договор транспортной экспедиции с экспедитором. Согласно договору экспедитор по поручению клиента (торговой компании) забирает грузы у производителя и перевозит их на свой склад (склад экспедитора) для хранения и сортировки. В дальнейшем по поручению клиента (торговой компании) экспедитор перевозит груз покупателю товара, которому должна поставить товар торговая компания. В приведенном примере клиент (торговая компания) не является ни отправителем, ни получателем груза, но, на наш взгляд, договор, заключенный между торговой компанией и экспедитором, является договором транспортной экспедиции. Представляется неправильным сужать область применения договора транспортной экспедиции и фактически принуждать стороны заключать агентский договор. К тому же последний предусматривает дополнительные права и обязанности сторон, не свойственные транспортной экспедиции.

Как видно из приведенного выше примера, несмотря на то что клиент по договору транспортной экспедиции не является ни отправителем, ни получателем, транспортно-экспедиционные услуги тесно связанны с перевозкой груза. Данный пример, а он не единственно возможный, ставит под сомнение позицию авторов, что в случае, если клиент не является ни отправителем, ни получателем груза, то данное соглашение "не корреспондирует с обязательным признаком предмета этого договора, а именно неразрывной связью оказываемых по нему транспортно-экспедиционных услуг с перевозкой груза" <13>, так как связь оказываемых по договору транспортно-экспедиционных услуг с перевозкой груза сохраняется. Экспедитор, будучи отправителем, заключил с перевозчиком от своего имени договоры перевозки грузов клиента. Следовательно, утверждение о том, что клиентом по договору транспортной экспедиции обязательно должен являться отправитель или получатель экспедируемого груза, является не совсем обоснованным.

--------------------------------

<13> Витрянский В.В. Договоры о транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. С. 87.

 

В связи с вышесказанным представляется не совсем удачным закрепление в ст. 801 ГК РФ указания на то, что клиент по договору транспортной экспедиции должен быть грузоотправителем или грузополучателем.

Второй стороной по договору транспортной экспедиции является экспедитор. Именно на него возложена обязанность оказывать транспортно-экспедиционные услуги клиенту. В главе 41 ГК РФ не содержится каких-либо специальных требований, предъявляемых к экспедитору. Тем не менее характер услуг, оказываемых клиенту, обязанности экспедитора, закрепленные законодательством, и возмездность договора транспортной экспедиции являются основаниями для отнесения транспортно-экспедиционной деятельности к предпринимательской и, как следствие, экспедиторов к предпринимателям. Следует согласиться с позицией В.В. Витрянского, что "в качестве экспедитора по договору транспортной экспедиции может выступать либо коммерческая организация, либо индивидуальный предприниматель" <14>.

--------------------------------

<14> Витрянский В.В. Договоры о транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. С. 87.

 

Для оказания транспортно-экспедиционных услуг не требуется наличия специальной правоспособности, данная деятельность не является исключительной. Транспортно-экспедиционные услуги могут оказывать любые юридические лица, имеющие общую правоспособность. Для их оказания экспедитору не обязательно быть членом Союза экспедиторов России.

По отношению к перевозимому грузу экспедитор может быть отправителем груза, когда он заключает договор перевозки груза с перевозчиком или получателем груза, когда он, например, оказывает услуги по приемке груза от органов транспорта и передаче его клиенту. Экспедитор также может не быть ни отправителем, ни получателем груза в случае, когда он не заключает договоры перевозки груза и остальные услуги он оказывает не лично, а при помощи привлеченных третьих лиц. При этом отметим, что ни в каком случае экспедитор не может быть собственником груза. Тем не менее экспедитор всегда является владельцем груза, а основанием владения грузом является договор транспортной экспедиции.


Яндекс.Метрика
карта сайта  © 2011 Юридическая Компания В.И.П.
Главная
Контакты
О компании
Онлайн-консультация
Анализ законодательства