Наши телефоны:
8 (495) 743-01-87
Главная
Контакты
О компании
Онлайн-консультация
Анализ законодательства
Главная  > Анализ законодательства > Договор купли-продажи > Энергоснабжение > Новые модели договорных отношений по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности

Новые модели договорных отношений по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности

 

НОВЫЕ МОДЕЛИ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

И ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

С.В. МАТИЯЩУК

 

Заведующая кафедрой гражданского права Сибирского университета потребительской кооперации, кандидат юридических наук, доцент С.В. Матиящук анализирует новеллы законодательства, затрагивающие вопросы энергосбережения.

Недавно в России произошло очередное обновление законодательства в области энергосбережения, направленное на усиление его эффективности и ужесточение административной ответственности за его нарушения.

Обращают на себя внимание содержащиеся в Федеральном законе от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) положения, определяющие возможность заключения нового гражданско-правового договора - энергосервисного договора (контракта).

Анализ положений статьи 19 Закона об энергосбережении позволяет сделать вывод: предметом энергосервисного договора (контракта) являются определенные действия или определенная деятельность, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления энергетических ресурсов (например, внедрение энергосберегающих технологий на предприятии и т.п.), другими словами - на получение экономического эффекта.

Под экономическим эффектом могут пониматься различные показатели, например:

- снижение потребления энергоресурсов на производство одной единицы продукции;

- снижение себестоимости выработки 1 Гкал тепла;

- снижение вредных выбросов;

- снижение потерь и т.п.

В свою очередь, разница между энергосервисным договором и энергосервисным контрактом заключается лишь в том, что последний призван регулировать аналогичные отношения, но только в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Как следствие, к энергосервисному контракту применяются нормы законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов.

Сторонами энергосервисного договора являются заказчик и исполнитель. Закон об энергосбережении не устанавливает какие-либо ограничения для отдельных субъектов гражданского оборота на участие в рассматриваемых отношениях как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя, ориентируясь на общие правила об участии лиц в гражданском обороте. В то же время исходя из предмета договора, в роли заказчика может выступать предприниматель (организация или индивидуальный предприниматель без образования юридического лица), который специализируется в сфере оказания услуг по энергосбережению (например, управляющие организации в жилищно-коммунальной сфере).

С учетом отмеченного логично прийти к следующему пониманию энергосервисного договора: по энергосервисному договору одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) совершить действия (мероприятия), направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления заказчиком энергетических ресурсов, а заказчик обязуется оплатить эти действия (мероприятия).

Энергосервисный договор является консенсуальным, поскольку считается заключенным с момента достижения между сторонами соглашения по всем существенным условиям, а момент вступления договора в силу не связывается с совершением определенных действий. К числу существенных условий договора пунктом 2 ст. 19 Закона об энергосбережении отнесены:

- условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора;

- условие о сроке действия энергосервисного договора, который должен быть не менее срока, необходимого для достижения установленной энергосервисным договором величины экономии энергетических ресурсов;

- иные обязательные условия энергосервисных договоров, установленные законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в Законе об энергосбережении указан и примерный перечень обычных условий энергосервисного договора:

- условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;

- условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;

- условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов.

Энергосервисный договор является возмездным, поскольку исполнитель за проведенные действия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления энергетических ресурсов, должен получить от заказчика встречное предоставление в виде вознаграждения.

Размер такого вознаграждения определяется по соглашению сторон. В то же время законодатель предлагает один очень привлекательный для заказчика способ его определения: размер вознаграждения исполнителя равняется сумме средств, сэкономленных в результате проведения энергосберегающих мероприятий. Следовательно, оплата по энергосервисному договору должна производиться только после внедрения мероприятий по энергосбережению. Например, если в результате установки нового оборудования, модернизации систем и т.п. не происходит запланированное по договору снижение объема потребления энергоресурсов, исполнитель не вправе претендовать на вознаграждение.

Энергосервисный договор является двусторонним, поскольку каждая из сторон этого договора (заказчик и исполнитель) несет обязанности в пользу другой стороны и считается должником другой стороны (обязана что-то сделать в ее пользу) и одновременно ее кредитором (имеет право что-либо требовать).

Условия энергосервисного договора могут включаться, в частности, в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа).

Таким образом, положения Закона об энергосбережении распространяются и на договорные отношения, складывающиеся на рынках (оптовом и розничных) как электрической, так и тепловой энергии. Теперь субъекты рынков электрической и тепловой энергии вправе включать в договоры, опосредующие отношения по производству и передаче энергии, условия энергосервисного договора.

Основными источниками, регулирующими отношения на рынках электрической энергии, являются Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2006 г. N 530 (в ред. от 28 июня 2008 г. N 476). Нормы Гражданского кодекса РФ, в том числе § 6 "Энергоснабжение" гл. 30, и иных правовых актов применяются к этим отношениям только в части, в какой они не противоречат положениям Закона об электроэнергетике и иным правовым актам (п. 4 ст. 539 ГК РФ).

Согласно статье 31 Закона об электроэнергетике в состав субъектов оптового рынка входят:

- поставщики электрической энергии (мощности), включая электростанции федерального уровня и генерирующие компании (группы электростанций), получившие статус субъектов оптового рынка в установленном порядке;

- покупатели электрической энергии (мощности), включая энергосбытовые организации, крупных потребителей электроэнергии, гарантирующих поставщиков, получивших статус субъектов оптового рынка в установленном порядке;

- организации, предоставляющие услуги на оптовом рынке: системный оператор (ОАО "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы"); администратор торговой системы (НП "АТС"); организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы") и др.

Учитывая условное деление оптового рынка электрической энергии на сферу производства и передачи электроэнергии (мощности), а также на сферу услуг, все договоры, опосредующие отношения, складывающиеся на оптовом рынке электрической энергии (мощности), можно разделить на:

- регламентирующие отношения по производству и передаче электроэнергии (перетоки электроэнергии) на оптовом рынке;

- регламентирующие отношения в сфере услуг, которые можно охарактеризовать как организационные.

К первой группе относятся договоры, опосредующие отношения по производству и передаче электрической энергии (перетоки электрической энергии) на оптовом рынке как в регулируемом секторе, где цены на электроэнергию устанавливаются государством, так и в секторе свободной торговли, в котором цены на электроэнергию складываются под влиянием спроса и предложения на нее.

При этом в регулируемом секторе отношения опосредуются трехсторонними договорами, заключаемыми между поставщиками, покупателями и ЗАО "ЦФР", а в секторе свободной торговли - двусторонними, заключаемыми между поставщиками и покупателями; двусторонние договоры подлежат обязательной регистрации в НП "АТС". Кроме того, как покупатели, так и поставщики обязаны заключить:

- с системным оператором - договор на оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью - договор оказания услуг по передаче электрической энергии;

- с администратором торговой системы - договор о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии.

На розничном рынке в роли электроснабжающей организации могут выступать гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, производитель электроэнергии, не имеющий права на участие в оптовом рынке и т.п. (ст. 37 Закона). В большинстве регионов нашей страны на розничных рынках функционируют только гарантирующие поставщики, в обязанности которых входит заключение договоров энергоснабжения (договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любыми обратившимися к ним потребителями, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны их деятельности. Следовательно, эти договоры носят публичный характер. Остальные же электроснабжающие организации (энергосбытовые и т.п.) свободны в заключении договоров, обеспечивающих снабжение потребителей электрической энергией (п. 8 Правил), поскольку основной целью их создания является содействие конкуренции на розничных рынках электроэнергии нашей страны.

Потребителей на розничных рынках можно подразделить на две группы: те, чьи энергопринимающие устройства присоединены непосредственно к сетям гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации и т.п.), и те, чьи энергопринимающие устройства не имеют такого присоединения. Отсюда и два варианта структуры договорных связей в отношениях по снабжению электроэнергией потребителей:

- первый вариант - простая структура - имеет место, когда энергопринимающие устройства потребителей присоединены непосредственно к сетям гарантирующего поставщика (энергосбытовых организаций и т.п.). В этом случае отношения между ними опосредуются договорами энергоснабжения;

- второй вариант - сложная структура договорных связей - возникает, когда потребители не имеют в собственности (или ином законном основании) энергопринимающие устройства, присоединенные непосредственно к сетям гарантирующего поставщика (энергосбытовых организаций и т.п.). Сложную структуру договорных связей по электроснабжению потребителей оформляют два договора: договор купли-продажи (поставки) и договор на оказание услуг по передаче электроэнергии, которые заключаются с территориальной сетевой организацией.

В соответствии с пунктом 1 ст. 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иным правовым актом. Таким образом, законодатель придал правилам Гражданского кодекса РФ субсидиарный характер. Объяснение этому можно найти в том, что представляется возможным констатировать сходство договора энергоснабжения и договора теплоснабжения, базирующееся на передаче товара (т.е. энергии) через присоединенную сеть, которое дает основание для рассмотрения теплоснабжения в качестве разновидности договора энергоснабжения. Однако ряд нормативных правовых актов, необходимых для регламентации отношений, связанных со снабжением потребителей тепловой энергией, пока еще не принят (яркий пример тому - проект Закона "О теплоснабжении", который находится на рассмотрении в Государственной Думе уже более десяти лет). Следовательно, сегодня основным источником, регулирующим отношения, вытекающие из договора теплоснабжения, является Гражданский кодекс РФ (§ 6 гл. 30 "Договор энергоснабжения"). Субъектами любой сделки по снабжению энергией через присоединенную сеть являются энергоснабжающая организация и потребитель. Вместе с тем сегодня вопрос об участниках договорных отношений в сфере теплоснабжения значительно усложняется. Это обусловлено следующим: в результате рыночных преобразований объекты систем теплоснабжения разделены между владельцами различных форм собственности. Кроме того, в современных условиях вопрос о субъектном составе договора теплоснабжения должен рассматриваться с учетом значительного расширения сферы действия договора теплоснабжения: этот состав теперь не может быть сведен к ограничению круга потребителей теми из них, у которых имеются в собственности (или на ином законном основании) теплопотребляющие энергоустановки, присоединенные непосредственно к сетям теплоснабжающей организации.

Таким образом, под действие договора теплоснабжения должны подпадать все отношения, связанные со снабжением потребителей тепловой энергией. Участниками этого договора являются теплоснабжающая организация, потребитель, а также лицо, в собственности (или на ином законном основании) которого находятся тепловые сети, т.е. их владелец.

Еще раз подчеркнем: положения Закона об энергосбережении закрепляют право субъектов рынков электрической и тепловой энергии включать в договоры, опосредующие отношения по производству и передаче энергии, условия энергосервисного договора. В свою очередь, примерные условия договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающих в себя условия энергосервисного договора, устанавливаются Министерством экономического развития РФ.

В заключение хотелось бы отметить следующее. В случае заключения энергосервисного договора с управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, каждый собственник помещения в этом доме должен в письменной форме выразить свое согласие на проведение энергосберегающих мероприятий в его помещении (либо квартире, либо нежилом помещении). Вместе с тем условия энергосервисного договора в отношении собственников помещений, которые не предоставили письменного согласия, являются ничтожными.

 

(Статья: Новые модели договорных отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (Матиящук С.В.) ("Законодательство и экономика", 2010, N 6))


Яндекс.Метрика
карта сайта  © 2011 Юридическая Компания В.И.П.
Главная
Контакты
О компании
Онлайн-консультация
Анализ законодательства